Мастер-класс Алексея Слаповского "Сценарий - драма - роман"

17 ноября состоялось очередное заседание «Клуба молодого литератора» - совместного проекта ЦНРЛ и Фонда СЭИП. В гостях у студентов РГГУ побывал Алексей известный прозаик, драматург и сценарист Слаповский, который провёл мастер-класс «Роман — драма — сценарий».

Алексей Слаповский в рамках мастер-класса решил показать, чем отличаются друг от друга три жанра, в которых он привык работать: сценарий, пьеса и роман. Начав со сценария, писатель объяснил, что главной характеристикой этого жанра считает одноразовость. И эту одноразовость сценарист учитывает, создавая текст. Свои сценарии Слаповский пишет под конкретных актёров, поскольку во время работы над текстом узнаёт, кто будет задействован в фильме или сериале. Сцены и диалоги пишутся под актёров, как музыкальные партии, в зависимости от диапазона возможностей конкретного артиста. Сценарий снимается один раз, телесериал показывается, чаще всего, тоже лишь однажды. Кроме того, у этого жанра есть жёсткие законы, которые нужно соблюдать, чтобы сделать успешный продукт. Для себя Слаповский определяет написание сценаря как увлекательную компьютерную игру, от этой работы он получает чисто игровое удовольствие. При этом, работая в развлекательном жанре, Слаповский не считает, что идёт на сделку с собой. «Я футболист, играющий на большом поле товарищеские матчи, а в зале — чемпионаты», говорит автор, сравнивая свою деятельность сценариста и писателя.

В пьесе, по мнению Слаповского, больше свободы, потому что драматург не думает о том, кто и как будет ставить текст. Главное отличие от сценария — возможность интерпретировать пьесу тысячей различных способов. Правильно поставить пьесу, как считает Слаповский, нельзя: постановка может только создавать новую реальность, более или менее адекватную по отношению к тексту произведения. В пьесе, к и в сценарии, существует набор законов, которые соблюдали и великие драматурги. Например, по всем канонам выстраивал интригу Шекспир. Законы не отменяют свободу творчества и гениальность автора, заявил Слаповский.

Наконец, в прозе степень свободы автора максимальна. Это связано как с протяжённостью — ведь прозаический текст, в отличие от пьесы, может быть любой длины, — так и с большим количеством авторского текста, который в пьесе сводится к немногочисленным ремаркам. Возник вопрос: почему тогда экранизируют романы и что считать удачной экранизацией? Слаповский считает, что это не следование букве, а создание адекватного образа книги. Удачными, на его взгляд, экранизациями являются «Бойцовский клуб» Финчера, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Михалкова, «Свадьба» Исидора Анненского, «Пролетая над гнездом кукушки» Формана. Пример неудачной - «Парфюмер» по роману Зюскинда. Этого автора Слаповский считает хотя и талантливым, но нанёсшим урон литературе, показав, что книга может базироваться на одном простом трюке. В прозе, считает писатель, должно быть развитие характеров, а не готовая история болезни.

Затем студенты задали гостю свои вопросы. Слаповский пояснил, что экранизация романа — не упрощение текста, а его перевод на другой язык. О «Зеркале» Тарковского как примере экранизации лирических отступлений Слаповский сказал, что, во-первых, это не экранизация, а во-вторых, произведение, написанное на другом языке — языке кино. Поинтересовались студенты и тем, почему в России не пишут интересных сценариев и не снимают по ним хорошие сериалы вроде «Твин Пикс». Слаповский ответил, что такие сценарии пишут, но по ним не снимают. И дело здесь в том, что киноиндустрии в России нет. Одна серия сериала в США стоит в 10 раз дороже, чем у нас, соответственно, и качество продукта другое. Кино — это продукт, считает Слаповский, так что технология в нём важнее. Был задан и трудный вопрос о том, когда писатель понимает, в каком жанре получится его следующий текст. На него у Слаповского нет ответа, поскольку этот момент сложно почувствовать.

Напоследок писатель порекомендовал студентам посмотреть некоторые из новых российских фильмов: «Волчок» Сигарева, «Неадекватные люди» Каримова. А также рассказал, что ближе всего из авторского кино ему фильмы Джармуша и Кеслёвского. Кроме того, он любит и качественное развлекательное кино. Однако фильмы, в которых ставка сделана на эффект, со временем устаревают и уже не смотрятся. «Постарайтесь не фотографироваться в модных нарядах – через десять лет Вы будете выглядеть смешно», заявил Слаповский.

Кирилл Гликман