Обсуждение книги "Новые писатели-2010" с участием Ильдара Абузярова

10 ноября состоялся очередной вечер в рамках проекта «Клуб молодого литератора», организованного совместно ЦНРЛ и Фондом СЭИП. Студентам и молодым писателям было предложено обсуждение сборника «Новые писатели-2010», изданного по итогам Х Форума молодых писателей в Липках. Главным спикером стал известный прозаик Ильдар Абузяров.

Ведущий вечера Дмитрий Бак отметил во вступительном слове, что разговор пойдёт не только о сборнике, но и о молодой литературе вообще. Приставка «молодой» обязывает начинающих писателей нести в литературу нечто своё, особенное, новое. В ХХ веке и начале XXI молодых авторов воспитывают и стимулируют заниматься литературой. По мнению Бака, две ведущие институции, работающие в этом направлении, это премия «Дебют» и Форум молодых писателей в Липках. Бак отметил, что они не антагонисты, но имеют разные цели и подходы к начинающим авторам. С обсуждения этих проектов и началась дискуссия.

Ильдар Абузяров заявил, что премия «Дебют» опасна для молодого автора: большие деньги могут его убить как писателя. Примеров немало, самые известные — Иван Жданов и Денис Гуцко. Кроме того, ридеры «Дебюта» часто ревностно относятся к произведениям молодых авторов и поэтому не допускают их к получению премии. Что касается Форума в Липках, то это событие, которое для 150-180 молодых писателей со всей России на неделю становится главным счастьем в жизни. Там нет жёсткой конкуренции и царит атмосфера праздника, считает Абузяров, неоднократный участник Форумов.

Дмитрий Бак возразил, что, во-первых, в Липках тоже вручалась раньше премия Бориса Соколова, умершая по финансовым причинам, а во-вторых — что премия «Дебют» в том же подмосковном пансионате проводит свои мастер-классы для финалистов. То есть, считает Бак, обе институции довольно схожими методами пытаются простимулировать молодых авторов. Абузяров не согласился и заявил, что победители «Дебюта» по прозе, за исключением разве что Лорченкова и Шаргунова, канули в Лету, тогда как Липки дали литературе Алексея Иванова, Прилепина, Сенчина, Садулаева и целый ряд других заметных фигур. Тогда Бак пояснил, что в Форуме в Липках участвуют те, кто идентифицирует себя как писателя, тогда как «Дебют» - это социальный лифт для тех, кто ещё не определился. Кроме того, «Дебют» как бы включает автора в литературный процесс внутри Садового кольца, тогда как Липки развивают литературу в провинции.

Ильдар Абузяров немного рассказал о своём дебюте в литературе. Для него именно Форум молодых писателей стал путёвкой в литературную жизнь: здесь он познакомился с редакторами журналов «Дружба народов» и «Знамя», где впоследствии публиковался. Бак спросил, не чувствуется ли в формате мастер-классов в Липках отголоска советской системы, системы Литинститута. Абузяров считает, что Литинститут вреден прежде всего разъединяющей и разъедающей людей атмосферой, где каждый считает себя гением и готов съесть другого не задумываясь. В Липках же этого нет. Бак возразил, что атмосфера праздника там, конечно, иллюзорна, поскольку участники Форума живут вместе неделю, а не пять лет обучения. По его мнению, Липки — это всё же «копия с копии госзаказа», но важно не это, а то, какая проза выходит из семинаров молодых прозаиков. Абузяров рассказал, что встречал в Липках самых разных авторов с совершенно различным опытом. Неправ главред «Нового мира» Василевский, говоря, что липкинцы пишут только о своём альтер-эго за неимением другого жизненного опыта, считает Ильдар. Многие люди, приезжающие из далёкой провинции в Липки, побиты жизнью и могут рассказать новое.

Бак попросил Абузярова отметить кого-то из числа авторов сборника «Молодые писатели-2010» как наиболее интересных и достойных авторов. Ильдар назвал имена Тани Перцевой, Насти Орловой, Маши Малиновской, Арслана Хасавова, Максима Зацепина, Ирины Заруценко, Татьяны Мурашёвой. Бак задал тогда вопрос: можно ли так же хорошо относиться к текстам этих писателей, если не знать их лично? Приблизится ли кто-то из этих молодых авторов к уровню подлинности великих классиков? Зачем им писать, если все великие книги уже написаны? Ильдар Абузяров ответил, что писатели несут в себе божественную искру, которая заставляет их не оставлять перо. Поэтому не нужно давать им надежду и убеждение, что писатель — это профессия. Нужно только помогать им и дальше, несмотря на трудности, творить, как это делается на мастер-классах в Липках.

Кирилл Гликман