Обсуждение книги "Новые имена в поэзии" с участием Кирилла Ковальджи

13 октября в РГГУ состоялось очередное заседание Клуба молодого литератора. В этот раз впервые прошло обсуждение текстов молодых авторов, участников Форума в Липках - книги "Новые имена в поэзии", а в качестве мэтра выступил известный поэт Кирилл Ковальджи.

Ведущий вечера Дмитрий Бак отметил, что впервые в рамках Клуба общение студентов молодых писателей и приглашённого гостя происходит в студийном формате. Ковальджи, по словам Бака, руководил одной из наиболее значимых литературных студий в СССР. И сейчас, когда традиция поэтических студий перестала быть столь значимой, как в 60е, общение молодых авторов с таким человеком, как Ковальджи, особенно важно.

Кирилл Ковальджи немного рассказал об истории своей студии, созданной по инициативе московского горкома комсомола и впоследствии существовавшей на площадке журнала "Юность". Ковальджи отметил, что книга "Новые имена в поэзии", изданная Фондом Филатова, объединяет самых разных поэтов: на Форуме в Липках участники объединяются вокруг мэтра, а мэтра выбирает литературный журнал. Затем он предложил почитать свои стихи трём поэтам, чьи произведения вошли в обсуждаемый сборник и которые пришли на вечер - Григорию Аросеву, Наталье Елизаровой и Жене Тидеман.

Григорий Аросев отметил, что мероприятия, организуемые Фондом СЭИП для молодых писателей и поэтом, многое в плане известности. Прочитав, по словам автора, наиболее простые для восприятия свои стихи, Аросев ответил на вопросы студентов. Речь зашла о том, редактирует ли поэт свои стихи, внутреннем цензоре молодого автора и ритмической организации стихотворений. Аросев рассказал, что дорожит ритмом и не воспринимает верлибры в принципе, стихи свои старается оценивать адекватно, хотя, как и любой поэт, не может не верить в их гениальность, а редактирует стихи спокойно, но редко удаётся самому, без посторонней помощи увидеть в своём тексте какие-то огрехи.

Вслед за Аросевым слово взяла Наталья Елизарова. Прочитав несколько текстов, которые также были написаны правильными стихотворными размерами, она ответила на логично возникший во второй раз вопрос о ритмике стихов. Елизарова рассказала, что не обдумывала детально этот вопрос для своих стихов. Бак и Ковальджи поставили вопрос о том, не являются ли тогда стихи Елизаровой последствием стихотворной инерции, прежде всего ритмической, но также - и смысловой (сама поэтесса отметила, что в её стихах есть тематическая связь с важным для неё поэтом Олегом Чухонцевым). В рамках свободной дискуссии своё мнение высказывали и Ковальджи, и студенты, и Елизарова, и молодые поэты.

Затем свои тексты прочла Женя Тидеман. Она предварила чтение небольшим рассуждением о главной теме вечера - инерции в форме стихотворения. Тидеман отметила, что много думает об этом, любит прозаика Александра Иличевского за его ритмизированную, стихотворную прозу, и поэта Гришаева, которые в своих стихах нарушает ритм в тех самых местах, где это кажется органичным. При этом сама Женя пишет стихи, как и предыдущие два поэта, в классических силлабо-тонических формах. Дмитрий Бак спросил, сколько пишет в год Тидеман - оказалось, всего порядка 20 текстов. Студенты же спросили у молодого автора, как она поняла, что не просто пишет стихи, а может назвать себя поэтом. Тидеман ответила, что далеко не сразу стала считать себя поэтом: только когда она поняла, что извлечение стихов откуда-то из глубины души требует от неё гигантских затрат.

В конце вечера Кирилл Ковальджи поблагодарил молодых авторов, принявших участие в обсуждении, и отметил, что общение вышло живое, интересное и свободное, как и должно быть в литературной студии. Дмитрий Бак попросил его прочесть также немного своих стихов. Ковальджи же, кроме своих текстов, прочитал также два стихотворения Гумилёва. Таким образом, в один вечер в стенах 273 аудитории прозвучали стихи классиков Серебряного века, живого классика современной поэзии Ковальджи и молодых авторов-липкинцев. Подобное случилось в первые - но, возможно, не в последний раз.

Кирилл Гликман