Встреча с Сергеем Шаргуновым

29 сентября состоялось очередное заседание Клуба молодого литератора в рамках совместного проекта ЦНРЛ и Фонда СЭИП. На этот раз гостем у студентов стал известный писатель и общественный деятель Сергей Шаргунов, который представил свою новую книгу под названием «Книга без фотографий».

В своём вступительном слове Дмитрий Бак отметил: тридцатилетний Шаргунов написал новую книгу о своём опыте, что для столь молодого писателя несколько странно. В ней описано, отметил Бак, «межвременье» конца 90х годов, рубеж двух эпох. В ответ Шаргунов заявил, что написание книги о своей литературной и общественной деятельности в бытность двадцатилетним молодым человеком было обусловлено потребностью объясниться с самим собой и читателем, проанализировать «причудливый груз событий и впечатлений», накопившийся за десятилетие жизни. Писатель отметил, что стремился написать не столько о себе, сколько об эпохе.

Затем Шаргунов вкратце рассказал студентам основные вехи своей биографии: первая публикация рассказов в «Новом мире» на 1 курсе журфака МГУ, через год — премия «Дебют», денежные средства от которой лауреат перечислил заключённому Эдуарду Лимонову, участие в первом Форуме молодых писателей в Липках, деятельность в партии «Родина», написание повести «Ура!», которую позже сочли конъюнктурной... Шаргунов объяснил, что в этом произведении скорее старался выразить неморализаторский призыв к другой, более здоровой и зрелой жизни, отчасти христианский, но в то же время и вакхический. На вопрос Бака о том, почему сейчас Шаргунов не занимается политикой, писатель ответил, что сейчас политики нет и заниматься, соответственно, нечем. Прозаик отметил, что творчество с годами вышло для него на первый план, и рассказал о своей работе над новым романом — чисто художественным, посвящённым событиям 1993 года. Герой будущей книги — правдоискатель, в 1993 — ровесник Шаргунова сейчас.

Дмитрий Бак заявил, что, вопреки распространённому мнению, Шаргунов не является манифестатором и адептом так называемого «нового реализма» в литературе — он скорее диагност, который всерьёз воспринимает реальность. Писатель согласился с этим итезисом и подчеркнул, что ещё диагностируют современность Виктор Пелевин, Роман Сенчин, Захар Прилепин в своей публицистике, отчасти — Герман Садулаев. Однако писатели теряют свою роль диагностов, её перенимают блогосфера и социальные сети. Бак задал логичный вопрос: можно ли тогда говорить о расцвете литературы? Шаргунов считает, что современные писатели просто диагностируют своё состояние, уделяя больше внимания стилистике своих текстов и, соответственно, повышая их качество.

Затем разговор зашёл о независимых книжных магазинах, различии в написании прозы от руки и печати на компьютере, о незаслуженно обделённом премиями писателе Владимире Шарове... Наконец, Бак и Шаргунов перевели разговор на общественно-политические темы. Ведущий вечера спросил Шаргунова о его отношении к свободе. Писатель ответил, что несвобода в чём-то лучше, что она обостряет нравственное чутьё, однако в нынешнее время ограничения слишком зыбки, не до конца установлены, не так однозначны, как в 1970е. Постмодерн перешёл из литературы в общественную реальность, заявил Шаргунов.

Задавали вопросы и пришедшие на встречу студенты. Так, Шаргунова спросили, как у него, бывшего в 90е подростком, сформировалось к ним отношение. Писатель пояснил, что ещё с 10 лет начал активно интересоваться происходящим в политике и общественной жизни страны и ещё ребёнком издавал самописный журнал «Свобода». Главное впечатление от 90х у Шаргунова — быстро пришедшее на смену эйфории чувство окончания демократизации общества, начавшееся ещё при Ельцине. Сейчас писатель всё ещё переоценивает то время, которое, по его мнению, в литературе недостаточно ещё осмыслено. Рассказал Шаргунов и о своём отношении к двадцатилетним. По его мнению, это поколение, сформировавшись уже в «нулевые», впитало двойные стандарты этого времени и тенденцию к стадности. Поэтому потенциала, чтобы изменить что-то в жизни страны, у двадцатилетних нет, и Шаргунов надеется в этом плане на их детей.

В заключение Дмитрий Бак заметил, что разговор в итоге состоялся не столько о книге, сколько о жизни. Это, по мнению директора ЦНРЛ, значит, что литература всё ещё является поводом для разговора на глобальную тему. Этим и ценна во многом автобиографическая, насыщенная реалиями современности проза Сергея Шаргунова.

Кирилл Гликман