Обсуждение книги "Новая русская критика: нулевые годы"

22 сентября состоялось очередное заседание Клуба молодого литератора, организованного совместно ЦНРЛ и Фондом СЭИП. На этот раз – в формате обсуждения книги «Новая русская критика: нулевые годы». В гости к студентам РГГУ пришёл её составитель, ивестный прозаик Роман Сенчин.

Первоначально планировалось участие сразу четырёх спикеров: помимо Сенчина, ими должны были стать молодые критики, участницы сборника «Новая русская критика: нулевые годы» - Алиса Ганиева, Елена Погорелая и Валерия Пустовая. Но в силу ряда обстоятельств Сенчину пришлось в одиночку беседовать со студентами о своей антологии.

Ведущий вечера, проректор РГГУ Дмитрий Бак во вступительном слове заметил: в заглавии книги все три слова – лозунги. «Новая» - декларируется обновление, новизна критики «нулевых»; «русская» - наряду с этим заявляется и продолжение традиции; «критика» - декларируется само существование критики в современной литературе. При этом сейчас, по словам Бака, традиционная критика «долгого дыхания» уходит в прошлое, а ей на смену приходит критика газетная и сетевая, более короткие тексты, приближающиеся подчас к аннотации. Ценность высказывания критика несопоставимо ниже, чем это было во времена золотого века русской литературы. Поэтому Бак задал Сенчину вопрос: книга, которую он составил, представляет собой реальную картину ренессанса критики или же глас вопиющего в пустыне?

Сенчин заявил, что в период 2004-2009гг, особенно в 2008 году, критика действительно пережила период расцвета. Появилось целое поколение молодых критиков, прошедших через Форумы молодых писателей в Липках – собственно, и книгу «Новая русская критика» была издана при поддержке Фонда СЭИП. Они писали объёмные тексты, в которых литература становилась поводом для разговора о чём-то большем – как это было принято у великих русских критиков XIX века. Затем, согласился Сенчин с Баком, критика действительно постепенно стала уходить в Интернет и на газетные полосы.

Сенчин также отметил, что чистых критиков из числа участников сборника не так много: Алиса Ганиева и Сергей Шаргунов известны как прозаики, Елена Погорелая – как поэт, Лев Пирогов и Дмитрий Писарев говорят в своих статьях больше об обществе, чем о литературе. И сам Сенчин не пишет критику. Но критиком, по мнению писателя, является тот, кто чувствует потребность ответить на собственные вопросы о прочитанном.

Сенчин объяснил, что в книге мало критики о поэзии, поскольку вообще поэзию мало критикуют в последние 10 лет. На вопрос о том, составляют ли критики, чьи статьи собраны под обложкой книги, какую-то общность авторов, Сенчин ответил: их объединяет серьёзность отношения к миру, опыт провинциалов и любовь к «реализму с добавлениями», как определяет писатель новую реалистическую литературу. Дмитрий Бак спросил, могут ли современные 25-30-летние критики осознать свою общность, исходя из наличия следующего, другого поколения. По мнению Сенчина, наиболее интересный критик из 20-летних – Евгений Алёхин, но стилистически он не близок «тридцатилетним».

Резюмируя, Дмитрий Бак отметил: все авторы, чьи статьи собрал под обложкой книги «Новая русская критика: нулевые годы» Роман Сенчин, одержимы желанием не просто высказаться, а повлиять своим высказыванием на реальность. Прозаик в ответ заявил, что именно те писатели, о которых пишут критики, в том числе молодые, и останутся в истории литературы. В условиях, когда критик превращается в один из типов «говорящих голов», чьё высказывание важно не сутью, а самим фактом наличия, это ещё ценнее. Так закончилась эта встреча – удавшаяся и состоявшаяся, несмотря на урезанный состав участников, в полной мере.

Кирилл Гликман