Мастер-класс Игоря Шайтанова

15 сентября в РГГУ состоялось открытие нового сезона проекта «Клуб молодого литератора», реализуемого совместно Центром новейшей русской литературы ИФИ РГГУ и Фондом СЭИП. В аудитории собрались студенты-филологи и молодые литераторы, участники Форума молодых писателей в Липках, для которых мастер-класс провёл главный редактор журнала «Вопросы литературы» Игорь Шайтанов.

Коротко рассказав о сути проекта, ведущий вечера, проректор РГГУ Дмитрий Бак передал слово его главному действующему лицу. Заявленная тема звучала так: «Современная литературная критика: новые форматы и проблемы». Шайтанов сразу сказал, что сейчас в основном занимается книгой о Шекспире, поэтому с некоторым усилием вернулся из XVI века в XXI, к проблемам современной критики. Своё вступительное слово критик посвятил вопросу о сути критического высказывания. Для Шайтанова одной из важнейших его целей является создание резонанса. Своё кредо как критика он сформулировал так: главное не что говорят, а чтобы говорили. В этом контексте критик рассказал о своей книге о современной поэзии «Дело вкуса». В её названии автор сразу бросил вызов тем, кто считает критерий вкуса вторичным при оценке литературы. Если его не учитывать, то не будет и спора, считает Шайтанов. Причём спор нужен не для рождения новых истин, а для озвучивания всех возможных точек зрения. Поэтому главред «Вопросов литературы» отказывается считать себя полемистом: у полемиста есть цель доказать, а Шайтанов пишет резкие статьи с целью высказать неозвученную ещё позицию. Именно так критик оценивает свою полемику с журналом «Новое литературное обозрение», в котором сам Шайтанов мог бы работать. Суть его претензий к «НЛО» в том, что его авторы смешивают и качественную, и плохую литературу под общей обложкой «текста».

Далее Игорь Олегович рассказал о том, как обновлялся журнал «Вопросы литературы» в 2000е годы. К 2002 году, когда Шайтанов стал работать в «ВопЛях», журнал выпал из современного контекста и не писал об актуальной литературе. Более того, не было и критиков из числа людей старшего поколения, которые могли бы взять на себя задачу по описанию современной литературы. Тогда Шайтанов сделал ставку на молодых критиков, прошедших мастер-классы в Липках, и это сработало. Теперь у журнала есть несколько постоянных молодых авторов, а Эля Погорелая и Елена Луценко уже стали завотделами в журнале. Шайтанов также объяснил, что изменение претерпели и критические жанры журнала. Прежде не ограниченный объём рецензии стал составлять разворот или двойной разворот журнала (5100 или 10200 знаков соответственно), что сделало тексты динамичными, информативными и читабельными. Была введена и новая рубрика «Лица современной литературы», в которой печатаются эссе о наиболее значимых актуальных писателях. Жанр эссе, считает Шайтанов, в русской традиции означает размышление на тему до овладения полнотой знания о предмете. Эссе из рубрики «Лица современной литературы» главред старается приблизить к западному образцу, к тексту, написанному максимально компетентным автором, но с неожиданной, свежей мыслью о нём.

Незаметно подошёл к концу первый час мастер-класса — Дмитрий Бак отметил, что лекции Шайтанова всегда настолько увлекательны. Пришло время аудитории задать свои вопросы критику. Студенты спрашивали о том, писать ли отрицательные рецензии на книги, которые можно просто не принимать во внимание, и о том, как совместить критерий вкуса с аргументацией своей позиции. Шайтанов пояснил, что отрицательная рецензия об очень плохой книге полезна, если написана так, чтобы не рекламировать издание и при этом в принципиально другой стилистике, нежели рецензируемый текст. На второй же вопрос ведущий мастер-класса ответил, что нужно так аргументировать, чтобы обоснованная вкусом позиция была убедительная для читателя рецензии.

Не мог не возникнуть и вопрос о последнем выборе «Букера» - романе Елены Колядиной «Цветочный крест» и недавней статье Шайтанова, в которой он защитил выбор жюри и дал отпор критике в его адрес. «Цветочный крест» для Шайтанова — это прорыв из сегодняшней ситуации постмодерна к настоящим ценностям, пусть текст вышел и не высокого художественного уровня. Именно это, считает критик, и оценили члены жюри. Затем студенты, которых Шайтанов пригласил к участию в журнале «Вопросы литературы», поинтересовались насчёт жанра эссе: как совместить полное знание о предмете и спонтанную мысль о нём? Шайтанов не видит в этом противоречия и призывает к небанальности на уровне речи. Дмитрий Бак поддержал его мнение, сравнив эссе с повторением актёром заученной роли таким образом, чтобы она звучала словно впервые.

Наконец, к концу вечера Шайтанов ответил на вопрос Бака о главных и запретных авторах для «Вопросов литературы». По мнению главного редактора журнала, нет таких авторов, о которых вообще нельзя было бы написать в рубрику «Лица современной литературы», и вопрос только в авторской интонации. Есть, однако, современные классики — для Шайтанова это Чухонцев и Гандлевский в поэзии и Маканин в прозе. А также ряд максимально интересных авторов: Прилепин, Зайончковский, Улицкая...

Разговор шёл очень оживлённый, Шайтанов наряду со своими размышлениями озвучивал литературные и исторические анекдоты, интересные мемуарные факты, забавные эпизоды своей карьеры. В конце вечера вместо традиционной усталости публика испытывала эмоциональный подъём. Игорь Шайтанов, несмотря на провокативность и спорность заявленных тезисов, сумел дать студентам и молодым литераторам заряд бодрости и творческой активности. Пожалуй, далеко не последняя задача для ведущего мастер-класса.

Кирилл Гликман