Вечер Виталия Пуханова

21 марта в РГГУ в рамках проекта «Poet in Res.» состоялась встреча с поэтом Виталием Пухановым. Как поясняет один из кураторов проекта Дмитрий Бак, название цикла встреч имеет несколько смыслов. Во-первых, это отклик на американскую традицию Poet in residence, когда поэт живет при университете и не только читает лекции, но и общается со студентами. Во-вторых, название связано с латинским выражением «in medias res», означающее «в суть вещей». В прошлом и нынешнем году уже состоялись встречи со Львом Рубинштейном, Линор Горалик, Алексеем Цветковым и другими поэтами. Особенность этих встреч в том, что у них нет программы. Благодаря этому каждый вечер становится необычным и своеобразным.

О встрече с Пухановым Дмитрий Бак сказал, что она интересна и ценна тем, что получился выход за рамки поэзии и размышлений человека о ней. «Обычно те, кто приходит, говорят о себе, рассказывают о своих методах, своем видении поэзии, ее задач, ее места в жизни людей. А Вы жестко и прямо рассказали о сложности ситуации, получилось то, что не всегда получается, – не просто чтение», - отметил Бак. Действительно, реплики Пуханова были насыщенными, иногда противоречивыми, иногда не до конца понятными, но в целом именно такими, которые оставляют послевкусие и желание вернуться к разговору.

Суть своей поэзии Пуханов выражает словами «эстетика поражения». «Большая часть жизни определена природой под потери. Жизнь неизбежно приходит к тому, что человек проигрывает времени, судьбе. Поражение – единственное, к чему по-настоящему надо готовиться», – так автор объясняет эти слова. Впрочем, ещё лучше их объясняют его стихи. Остросоциальные, пронзительные, они не боятся правды. В них есть всё – война, смерть, забвение, кич.

Для Пуханова основная функция поэта – социальная. На вопрос Дмитрия Бака, много ли сейчас хороших поэтов, Пуханов ответил: «Поэтов много. Потому что стало легко быть поэтом. Но как крокодил Гена работал в зоопарке крокодилом, так же и поэты работают поэтами. Они занимают нишу, они блестящи в ней, но они плохо решают задачу поэзии – не дают ответов, адекватных форм. Но каждый работает, как работает. Я тоже не выполняю свою задачу, хотя пытаюсь».

Говорил Пуханов не только о содержании поэзии, но также о ее форме и методах. По его мнению, традиция уже не работает, поэт, использующий «старую» технику, выглядит смешно. Это во многом связано с утратой значимости слова. Слово само по себе уже не ценно, никто не обращает на него внимания. Так что поэту, чтобы быть услышанным, приходится стать изобретателем новых форм, лексики, способов подачи текста. Зато теперь появился, как выражается Пуханов, новый «транспорт» для поэзии – Интернет. Если раньше отклика на стихотворение приходилось ждать год, а поэта можно было увидеть только на литературном вечере, то теперь общение с читателем происходит в режиме он-лайн.

И всё же лично встретиться с Виталием Пухановым (в День поэзии, что немаловажно!) в РГГУ было очень приятно. На недоумение поэта по поводу молчания аудитории одна из студенток возразила, что «целью было знакомство, и оно состоялось: мы услышали Ваш голос, то, как Вы читаете стихи, и, может быть, у нас нет вопросов потому, что пока мы просто приняли все это».

Действительно, в ходе разговора обсуждалось, что сейчас у слушателей поэзии нет никаких конкретных ожиданий; в то же время они ожидают всего, что угодно. Непредсказуемость – вот черта современных встреч с поэтами. И в данном случае эта непредсказуемость оказалась со знаком «плюс». Хочется надеяться, что не только для слушателей, но и для самого поэта.

Кристина Рассказова