Как продавать интеллектуальную литературу?

20 октября в 220 аудитории РГГУ состоялся второй вечер нового сезона проекта «Траектории чтения». На этот раз его тема была сформулирована в виде вопроса: «Как продавать интеллектуальную литературу?» Для дискуссии на эту тему собрались известные культурные деятели: кинорежиссер Олег Дорман, автор документального фильма «Подстрочник» о жизни Лилианы Лунгиной и вышедшей по мотивам фильма одноименной книги, известный своим отказом от премии «ТЭФИ»; литературный критик Константин Мильчин (газета «Книжное обозрение»); Александр Гаврилов, критик и редактор, литературный деятель, основатель книжных магазинов «Додо» и «Джаббервоки».

Директор Центра новейшей русской литературы ИФИ РГГУ Дмитрий Бак в своем вступительном слове подчеркнул, что разговор о литературе в рамках проекта распределен по разным уровням, так как в нем принимают участие люди с несхожим опытом; тем интереснее становится дискуссия. Затем слово было передано Александру Гаврилову, который сначала высказал общепринятое мнение, что интеллектуальная литература сейчас не пользуется высоким спросом, а потом привел контрпример: ошеломительный успех книги «Подстрочник». С другой стороны, серия переводных травелогов, выпущенная «Европейскими изданиями», получила восторженные отзывы критики, но не пользовалась успехом у публики. Таким образом, сложно строить какие-то прогнозы по поводу успешности той или иной книги. Что же способно повлиять на рост продаж интеллектуальной литературы? По мнению Гаврилова, один из определяющих факторов – «сарафанное радио», благодаря которому информация о книге распространяется внутри определенной социальной группы. Так было с книгой Януша Вишневского «Одиночество в сети», так было и с книгой Дормана, однако в последнем случае аудиторию составляла интеллигенция. Таким образом, ключ к успеху – совпадение содержания книги и запросов конкретной социальной группы.

Олег Дорман подчеркнул, что, по его мнению, творчество и торговля – вещи несовместимые, однако высказал несколько соображений по поводу успешности продажи интеллектуальной литературы. Необходимо иметь свободное общество, выборную власть и свободную конкуренцию в экономике; при этих условиях будет увеличиваться слой мыслящих людей и появится рынок сбыта для интеллектуальной прозы. Сейчас же, когда пропаганда культуры находится на нулевом уровне, на это рассчитывать бессмысленно; тем удивительнее и загадочнее успех «Подстрочника».

Присутствовавшая в зале Елена Шубина, руководитель редакции отдела современной прозы издательства «АСТ», чье имя, по признанию Александра Гаврилова, является лучшей рекомендацией для книги, высказала свою точку зрения на проблему. Популярность мемуаров она связала с ощутимым дефицитом в литературе хороших жизнеописательных романов. Что же касается конкретно «Подстрочника», здесь сыграло роль стечение многих удачных обстоятельств: телеэкранизация, хорошее оформление книги, в конце концов, сама жизнь и судьба выбранного героя. В последнее время все явственнее ощущается дефицит героя в литературе и недоверие к фальсифицированной истории; отсюда – повышенное внимание к частным биографиям. Еще один пример – успех книги Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая».

Речь зашла о фильме Олега Дормана; режиссер поведал нелегкую историю его пути к зрителю и подчеркнул, что надо обращать внимание не на величину аудитории, а на то, кто ее составляет. Так, судьбу подстрочника определило небольшое количество людей, чьи качественные отклики в сети повлияли на появление множества отзывов в СМИ.

Далее участники беседы попытались очертить рамки самого понятия «интеллектуальная литература». Гаврилов высказал мнение, что высококультурное высказывание может делаться на любую тему, но с привлечением мощного интеллектуального аппарата. Оно не обязательно открывает новые истины, но делает убедительными ответы на вопросы, проясняет действительность. Интеллектуальные книги не рассчитаны на быстрое потребление и такое же быстрое забвение; именно поэтому замедление оборота книг является важной задачей. По мнению Жанны Галиевой, еще более принципиальная задача профессионала в сфере литературы – быть ориентированным на читателя, уметь подать книгу так, чтобы ее захотелось прочитать. Как выразился Дмитрий Бак, необходимо переступать барьеры между писателем и читателем.

В конце вечера Александр Гаврилов поблагодарил всех участников и гостей мероприятия и подтвердил, что в ходе дискуссии был достигнут значительный философский результат: каждый задумался над смыслом самой формулировки темы и попытался понять, что же такое интеллектуальная литература.

Екатерина Пташкина