Вечер Елены Фанайловой

18 октября в РГГУ состоялся очередной вечер из цикла встреч с современными поэтами под общим названием «Poet in Res.» На этот раз гостем РГГУ стала Елена Фанайлова. Фанайлова известна не только как поэт, но и как журналист; она давно работает корреспондентом радио «Свобода». В 1999 году Елена Фанайлова получила премию Андрея Белого, в 2003 стала первым лауреатом премии «Московский счет».

Традиционно «бразды правления» были переданы главному герою: сам поэт решал, как построить свой вечер. Фанайлова начала с рассуждения о плодотворных и неплодотворных периодах в истории поэзии. Есть периоды, когда простой читатель получает наибольшее удовольствие от поэзии через яркую метафорику и красоту формы; высшие точки развития поэзии в таком аспекте – Золотой и Серебряный век. В 90-е годы произошел новый подъем поэзии, 2000-е же стали вновь неблагоприятны для «красивых» стихов: общество сейчас нездорово, и отсюда проистекает стремление поэтов к социальным темам. Так, для нее самой в определенный момент очень важен стал опыт Некрасова. Такие поэты, как Кирилл Медведев, Всеволод Емелин, Андрей Родионов всерьез озаботились социальным звучанием своего творчества; Сергей Завьялов и Полина Барскова пишут более рафинированно, но на ту же тему. Поэты словно пытаются завершить недоделанное историками. С другой стороны, в последнее время у поэзии появился шанс на «отдых», поскольку социальные функции во многом взяла на себя музыка: рок и рэп.

Для иллюстрации своих слов Фанайлова прочитала несколько собственных стихотворений, написанных в 90-е годы. Она подчеркнула, что тогда ее задачей было возрождение манеры Серебряного века, восстановление цветущей метафорики. Огромное влияние на Фанайлову в тот период оказали метареалисты. Затем Фанайлова обозначила 1998 год как конец этого периода в своем творчестве, сознательный переход к более сухой манере. Она подчеркнула, что для нее в высшей степени странно, если поэт не меняется со временем. По-новому написанные стихи составили сборники «Трансильвания беспокоит», «Литобзор» (цикл «карикатур» на русскую поэзию). В стихах этого периода важна ориентация на реальность, на историю. Один из образцов нового поэтического слога Фанайловой - прочитанный стих «…Они опять за свой Афганистан» - написан на основе подслушанного разговора между мужем и женой.

По мнению Фанайловой, отправным пунктом для следующего изменения поэтической оптики стал сборник Бориса Херсонского «Семейный архив», изданный в 2006 году. После его выхода все стали обращать пристальное внимание на эпосы, на социальную поэзию. Для стихов нового времени свойственна деперсонализация, уход от лиризма; если стихотворение не выходит за пределы личного пространства, это его минус. Фанайлова прочитала несколько стихов из собрников «Черные костюмы» и «Русская версия» (последний, вышедший в Америке в переводе Стефани Сандлер и Евгении Туровской, получил премию Рочестерского университета как лучшая переводная книга года).

Наиболее показательно стихотворение «Лена и люди», где в очередной раз представлена реальная жизненная ситуация: разговор поэтессы с продавщицей, которая не понимает ее стихов и вопрошает: «кто эти люди?» Здесь ребром ставится вечный вопрос поэзии: кому же нужны стихи, помимо автора? По мнению Дмитрия Бака, достучаться до людей не выходит ни у кого: каждый поэт в конечном счете занят тем, что сканирует себя; но для того, кто желает быть услышанным, такая ситуация очень болезненна. Фанайлова отметила, что поэзия в практическом смысле бесполезна, но важна как инструмент общей психики, способ снять напряжение. Поэзия, главными темами которой неизменно становятся любовь и смерть, охраняют общество от главных травм: эротической травмы и травмы умирания. В этом смысле творчество Елены Фанайловой, как и любого настоящего поэта, который «показывает работу родной речи в стране природных ресурсов», незаменимо.