Герой современной прозы

12 мая  в РГГУ в рамках литературного проекта «Траектории чтения: контексты современной русской литературы» состоялся вечер «Герой современной прозы». В своем вступительном слове Дмитрий Бак подчеркнул, что эта тема является фундаментальной для русской литературы. Для участия в дискуссии по этому основополагающему вопросу были приглашены известные современные литераторы: Павел Басинский, критик и писатель, чей дебютный роман «Русский роман, или Жизнь и приключения Джона Половинкина» вышел в финал премии «Большая книга - 2008», и Александр Иличевский, поэт и прозаик, лауреат премии «Русский Букер-2007» за роман «Матисс».  

Модератор встречи, журналист и литературный критик Лиза Новикова, задала направление дискуссии, поставив вопрос: должна ли литература предсказывать и программировать будущее или же ее задача – следовать за современностью? По мнению Новиковой, сейчас словесности стоит поторопиться, чтобы успеть отразить меняющуюся действительность и создать адекватных ей героев. При общем кризисе социальных связей и стремительно ухудшающемся положении целого ряда социальных групп именно литература должна стать источником помощи для человека. Затем Новикова  отметила интересные находки в сфере создания героев у обоих гостей вечера. Так, герой романа Иличевского «Матисс» любопытен тем, что сочетает в себе рациональное и творческое мышление, а в последнем романе этого же автора «Перс» высказана интересная идея: главный герой в романе не обязательно должен быть один, эту роль может играть целая группа людей. Что касается Басинского, то он в своем авантюрном романе «Жизнь и приключения Джона Половинкина» вывел в одном лице американца в условиях России и героя 19 века в среде современной словесности. Затем у участников дискуссии спросили об их предпочтениях среди литературных героев и о видении проблемы героя в современной литературе. Басинский, для которого герой является не литературным артефактом, а живым человеком, требующим сопереживания, отметил, что современная литература не создает подлинных героев. Разве что Эраст Фандорин из книг Бориса Акунина - вполне зримый и идеологически наполненный персонаж. По контрасту с литературой, современная жизнь породила многих героев. Иличевский охарактеризовал удачного героя как того, кто создает струю времени; по его мнению, очень важно футуристическое направление в литературе.  

Присутствовавшая  на вечере критик Евгения Вежлян сделала  попытку отчасти  опровергнуть вышесказанное  на примере произведений Гришковца, чей герой  в массовом восприятии сливается с автором. Впрочем, если даже оставить в стороне вопрос о качестве этой литературы, в случае Гришковца речь идет скорее о медийном персонаже; медиасреда сейчас более благоприятна для рождения героев, нежели литературная. Лиза Новикова отметила, что Гришковец уловил потребность в герое определенного типа; другим писателям стоит задуматься о том, чтобы найти свое решение. 

Преподаватель РГГУ Жанна Галиева усомнилась в отсутствии героя в современной литературе. По ее мнению, он есть, так как рождается в экстремальных ситуациях, на которые современная литература не скупится. Это может быть контркультурная ситуация (как пример – у нацболов, героев книг Захара Прилепина), ситуация войны (удачен в этом плане маканинский Саша Жилин из «Асана») либо болезни и физической неполноценности (яркие и запоминающиеся образы детей-инвалидов в книге Мариам Петросян «Дом, в котором»). Если говорить о среде, успешно порождающей героев, то это не в последнюю очередь кино и сериалы (легко вспоминается доктор Хаус как один из наиболее популярных героев современной культуры).  

Басинский высказал мнение, что современная  действительность дает богатый материал для создания героев; другое дело, что  писатели не слишком интересуются жизнью, да и фантазии им зачастую не хватает. Надо писать о текущей социальной ситуации, как это с успехом делают за рубежом. Иличевский, говоря о современности, отметил, что мы живем в разрозненном и разобщенном обществе, которое только-только вновь структурируется и кристаллизуется; с этим и связаны определенные трудности для писателей. Басинский подчеркнул, что задачей литературы как раз и должно быть прояснение смысла происходящего. В конечном счете, все сошлись на тезисе, что литература тесно связана с обществом, и выразили надежду, что литература непредсказуема и в любой момент может породить героя. Надо, как верно заметил Иличевский, просто хорошо писать.

Екатерина Пташкина